Градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство: некоторые важные результаты и показатели 2015 года

Объём ввода жилья
В 2015 году планировалось ввести в эксплуатацию 76 млн кв. м жилья. По итогам года объём ввода жилья в России составил 83,8 млн кв. м, что на 10% больше планового показателя 2015 года.
Реализация государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
С 15 апреля 2014 года действует новая редакция государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Основным инструментом формирования рынка доступного жилья является ФЦП «Жилище». В рамках программы в 2015 году жильём обеспечено 41,6 тыс. семей. Помощь в приобретении жилья оказывается молодым семьям; гражданам – участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф; гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера; вынужденным переселенцам; военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, подлежащим увольнению с военной службы, и некоторым другим категориям граждан.
Планируемое количество молодых семей, претендующих на улучшение жилищных условий в 2015 году, составляло 18 910 семей. На 1 января 2016 года 15 178 молодых семей из 74 регионов России получили свидетельства о получении выплаты на приобретение (строительство) жилья, из которых в 2015 году было реализовано 9234 свидетельства. Срок действия свидетельства составляет семь месяцев, выдача свидетельств 2015 года продолжается в первом полугодии 2016 года.
По итогам 2015 года в рамках бюджетного финансирования подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» оформлено и выдано: 5754 сертификата, в том числе для военнослужащих, уволенных или увольняемых с военной службы – 304 сертификата; для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, – 2936 сертификатов; для граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, – 1473 сертификата; для граждан, признанных вынужденными переселенцами, – 840 сертификатов.
Для участия в подпрограмме включена новая категория граждан – «Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований». По итогам 2015 года по этой категории реализовано 4540 сертификатов. Реализация сертификатов продолжается в 2016 году.
По состоянию на 1 января 2016 года жилищные условия за семь лет улучшили 263 711 ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, в том числе в 2015 году жилищные условия улучшили 10 802 гражданина этой категории, что на 2873 человека больше, чем в 2014 год.
В 2015 году за счёт средств федерального бюджета улучшили свои жилищные условия также 3998 ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В 2015 году органами местного самоуправления предоставлены жилые помещения по договору социального найма 5300 семьям, имеющим трёх и более детей, 82 тыс. семей бесплатно получили земельные участки.
Реализация программы «Жильё для российской семьи»
Для снижения стоимости одного квадратного метра жилья с середины 2014 года реализуется программа «Жильё для российской семьи», в соответствии с которой предусматривается строительство жилья экономического класса по цене, не превышающей 35 тыс. рублей за квадратный метр жилого помещения. Участниками программы «Жильё для российской семьи» стали 70 регионов России с общим объёмом ввода жилья 19,5 млн кв. м.
В 2015 году в рамках программы «Жильё для российской семьи» в 16 регионах страны введено 243,7 тыс. кв. м, а по состоянию на февраль 2016 года этот показатель составил уже 256,2 тыс. кв. м. Стать участниками программы пожелали свыше 47 тыс. российских семей.
В конце 2015 года было принято решение о продлении программы до 2020 года.
Ипотека
Правительство совместно с Минстроем в 2015 году предприняло меры по удержанию ипотечного рынка. С 1 апреля 2015 года начала действовать программа «Ипотека с господдержкой» на приобретение жилья на первичном рынке, в рамках которой государство субсидирует банкам часть ипотечной ставки. Самая высокая ставка в рамках этой программы не превышает 12% годовых, банки вправе эту ставку делать ещё ниже. В 2014 году средняя ставка по ипотеке была выше и составляла 12,5%.
В результате на 31 декабря 2015 года каждый третий ипотечный кредит в стране взят по программе «Ипотека с господдержкой» – 37,6% от всего объёма выданных кредитов с момента начала действия программы и 32,7% – от суммы общей выдачи за 2015 год. Программа позволила удержать ситуацию на первичном рынке. Льготной ипотекой воспользовались 210,6 тыс. семей, купив жильё общей площадью 10,6 млн кв. м.
По данным ЦБ, всего за 2015 год в РФ было выдано 691 852 ипотечных кредита.
Долевое строительство
Количество обманутых дольщиков в России за 2015 год снизилось на 2640 человек. Достроены 54 объекта. В 2015 году проведена значительная работа над внесением изменений в Федеральный закон №214-ФЗ (Закон о долевом строительстве). Часть поправок, защищающая дольщиков, вступила в силу с 1 октября 2015 года. Основные нововведения касаются ужесточения требований к страховым компаниям, работающим на рынке долевого строительства, и запрета жилищно-строительным кооперативам строить более одного дома.
Привлечение в ЖКХ частных инвестиций
Взят курс на формирование благоприятных и комфортных условий для ведения бизнеса в сфере ЖКХ. Сформированы необходимые условия и приняты решения для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. На 1 января 2016 года в сфере ЖКХ заключено 699 концессионных соглашений, объявлено порядка 200 концессионных конкурсов.
В 2015 году начался переход на долгосрочное тарифное регулирование, уже принято 5730 долгосрочных тарифных решений. С 1 января 2016 года тарифы на коммунальные услуги устанавливаются исключительно на долгосрочной основе. При заключении концессионных соглашений формула тарифа будет действовать на весь срок концессии.
В регионах утверждено 92% программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, 93% схем водоснабжения и водоотведения, 95% схем теплоснабжения. Зарегистрировано 78% объектов энергетики и коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности. Это позволяет качественно улучшить долгосрочное инвестиционное планирование в ЖКХ.
Проведена оценка эффективности управления унитарными предприятиями в сфере ЖКХ, утверждены графики передачи их в концессию. Приняты решения об установлении 5-процентного размера предпринимательской прибыли, которую учтут в тарифе теплоснабжающим организациям. Такая норма ранее была введена для сферы водоснабжения и водоотведения.
Совершенствование регулирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами
Годовой оборот рынка управления жильём в России составляет 500 млрд рублей. В стране 2,4 млн многоквартирных домов. Минстрой делает эту сферу более прозрачной и клиентоориентированной, в первую очередь путём введения лицензирования деятельности управляющих компаний. В настоящее время без лицензии работать в сфере управления жильём невозможно.
С 1 мая 2015 года органы государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) реестры лицензий на управление многоквартирными домами, выданных управляющим организациям. Координацию работ по созданию и внедрению ГИС ЖКХ осуществляет Минкомсвязь России совместно с Минстроем России. С 1 августа 2015 года управляющие организации начали размещать в ГИС ЖКХ сведения о многоквартирных домах. Сейчас на портале работает форум, размещаются новости и иная полезная информация в сфере ЖКХ, ведётся реестр организаций, зарегистрированных в системе, с отображением их местонахождения и обслуживаемых домов на карте. Реализована возможность бесплатного круглосуточного доступа ко всем федеральным и региональным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Минкомсвязь России организовала в субъектах Федерации регистрацию и размещение информации в ГИС ЖКХ товариществами собственников жилья, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ресурсоснабжающими организациями, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями.
По итогам 2015 года в ГИС ЖКХ органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации размещено более 15 тыс. лицензий, регистрацию в ГИС ЖКХ прошли более 28 000 организаций, размещено более 176 000 договоров управления многоквартирными домами. Также в ГИС ЖКХ органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации и муниципального жилищного контроля размещены сведения более чем о 9700 проверках и их результаты.
Усиливается система государственного жилищного надзора в регионах. Внесены изменения в Жилищный кодекс, которыми вводятся штрафы в пользу потребителей за некачественное предоставление коммунальных услуг и за неверные квитанции,
упрощается процедура проведения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов путём введения очно-заочной формы голосования. Протоколы и решения общих собраний собственников домов получили статус официального документа, что предполагает уголовную ответственность за их подделку.
Запуск системы капитального ремонта многоквартирных домов
Работа первых региональных систем началась в 2014 году. За 2014–2015 годы реализации программы отремонтировано почти 30 тыс. многоквартирных домов общей площадью более 102 млн кв. м. В 2014 году отремонтировано более 8 тыс. многоквартирных домов общей площадью 36,4 млн кв. м, в 2015 году – более 21 тыс. многоквартирных домов общей площадью 65,6 млн кв. м.
В 2015 году региональные программы капитального ремонта приняты во всех субъектах Российской Федерации (кроме Республики Крым и г.Севастополя, в которых системы начнут работу в 2016 году).
Ликвидация аварийного жилищного фонда
В 2015 году расселено более 2,87 млн кв. м аварийного жилья (104,1% от плана), где проживало 180,7 тыс. человек. Второй год подряд расселяется в три раза больше кв. м, чем в 2012–2013 годах.
В 2015 году из Фонда ЖКХ регионам дополнительно направлено 6,6 млрд рублей на софинансирование программ расселения. Это позволило снизить финансовую нагрузку на регионы с 47 до 41%.
Существенно повышена информационная открытость реализации программ расселения для граждан за счёт создания интернет-системы «Светофор» (где любой гражданин может узнать информацию о ходе программы в его регионе вплоть до конкретного дома), размещения на каждом доме информационных табличек о расселении и горячей линии в Фонде содействия реформированию ЖКХ.
Минстрой запустил многоступенчатую систему контроля качества возводимого жилья: строительство осуществляется по проектной документации, прошедшей экспертизу, под контролем стройнадзора; до приёмки домов проводится обязательный контроль жилищными инспекторами регионов для выявления брака, а сама приёмка домов осуществляется комиссией с участием центров общественного контроля в ЖКХ.
Сокращение административных процедур и улучшение инвестиционного климата в строительстве
В рамках исполнения положений Указа Президента России от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством было принято постановление о едином исчерпывающем перечне процедур в жилищном строительстве.
Предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта жилищного строительства, и предельные сроки их прохождения в 2015 году уменьшились по сравнению с данными за 2014 год. В 2015 году количество процедур в среднем сократилось на 22% и составляет 14 процедур (в 2014-м – 18), а предельные сроки прохождения этих процедур сократились с 209 дней до 180 дней.
В октябре 2015 года Всемирный банк опубликовал рейтинг Doing Business, в котором по направлению «Получение разрешений на строительство» Россия поднялась на 37 позиций (с 156-го места на 119-е).
В настоящее время общий исчерпывающий перечь процедур в сфере жилищного строительства содержит 141 процедуру, 131 из которых установлена федеральным законодательством и 10 – региональным, Готовится предложение об исключении ещё порядка 40 процедур. Реестр разрешительных процедур опубликован на сайте Минстроя России с описанием каждой процедуры, сроком её прохождения и стоимостью.
Нормативно-техническое регулирование градостроительной деятельности
В конце 2015 года утверждены 22 свода правил, в том числе с уточнёнными климатическими параметрами и сейсмическим районированием, уточнёнными требованиями к проектированию зданий и сооружений, улучшающими условия доступности для инвалидов. В 2016 году вступят в силу 102 свода правил, первые редакции которых разработаны в 2015 году.
Реестр типовой проектной документации
С 2014 года Минстроем России ведётся реестр типовой проектной документации, в который включается информация об объектах капитального строительства: школы, спортивные сооружения, объекты здравоохранения, дома культуры, жилые здания и т.д. В настоящее время в реестр включены 226 проектов.
Использование типовой проектной документации даст возможность субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, которое ведётся с использованием бюджетных денег, сэкономить время и средства, поскольку типовые проекты уже прошли все согласования и затраты на их проектирование и экспертизу минимальны.
Ценообразование в сфере строительства
В 2015 году Минстрой России начал реформирование системы ценообразования в области строительства. Разработан принципиально новый подход к ценообразованию, который реализуется в соответствии с «дорожной картой» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Основой нового принципа ценообразования является переход к государственному заданию по формированию исчерпывающей базы сметных нормативов строительных материалов и стоимости услуг машин и механизмов. Государственное задание позволит значительно актуализировать и детализировать все сметные нормативы для определения сметной стоимости объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Правительством принято постановление №767, согласно которому индивидуальные сметные нормативы, предназначенные для строительства конкретного объекта, могут разрабатываться и применяться только по решению Правительства.

Возврат в раздел Актуальные изменения.